Обсуждение результатов профессионально-общественной аккредитации с ректором Государственного университета путей сообщения имени Императора Александра I Панычевым Александром Юрьевичем, июль 2021 года

01.07.2021 Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС) вручены свидетельства по результатам профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ:

—  основная профессиональная образовательная программа- программа высшего образования– бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность «Безопасность технологических процессов и производств», на предмет ее соответствия требованиям профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (утв. приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н), уровень квалификации – 6, определяется обобщенными трудовыми функциями: A) Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда (трудовые функции A/01.6; A/02.6; A/03.6; A/04.6); B) Мониторинг функционирования системы управления охраной труда (трудовые функции B/01.6; B/02.6; B/03.6);

Свидетельство Безопасность ТПП

— основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования – программа высшего образования- бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», реализуемой Заказчиком (далее — образовательная программа), на предмет ее соответствия требованиям профессиональных стандартов:  профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 февраля 2019 г. № 103н), уровень квалификации – 6, определяется обобщенной трудовой функцией (ОТФ): В) Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (В/01.6; B/03.6; B/04.6);

Свидетельство Бухучет

профессиональный стандарт «Аудитор» (утв. приказом Минтруда России от 19 октября 2015 г. N 728н), уровень квалификации – 6, определяется обобщенной трудовой функцией (ОТФ): В) Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью (В/01.6);

— основная профессиональная образовательная программа- программа высшего образования– бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент «Логистика» на предмет ее соответствия требованиям профессионального стандарта «Специалист по логистике на транспорте» (утв. приказом Минтруда России от 08.09.2014 N 616н), уровень квалификации – 6, определяется обобщенной трудовой функцией (ОТФ) В) Организация процесса перевозки груза в цепи поставок (В/01.6; В/02.6; В/03.6);

Свидетельство Логистика

— основная профессиональная образовательная программа- программа высшего образования– бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент «Управление человеческими ресурсами» на предмет ее соответствия требованиям профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» (утв. приказом Минтруда России от 6 октября 2015 г. N 691н), уровень квалификации – 6, определяется обобщенной трудовой функцией (ОТФ): В) Деятельность по обеспечению персоналом (трудовые функции В/01.6; В/03.6); С) Деятельность по оценке и аттестации персонала (трудовые функции С/01.6; С/02.6; С/03.6; D) Деятельность по развитию персонала (трудовые функции D/01.6; D/02.6; D/03.6; D/04.6); Е) Деятельность по организации труда и оплаты персонала (трудовые функции Е/01.6; Е/02.6; Е/03.6).

Свидетельство Управление чел. ресурсами

 

Цель проведения экспертизы ПОА каждой аккредитуемой образовательной программы (АОП)   состояла в определении соответствия качества и уровня подготовки выпускников, освоивших ее, требованиям соответствующего профессионального стандарта.

Согласно рекомендациям Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, для оценки АОП использовались следующие критерии ПОА:

  1. Участие работодателей в проектировании АОП.
  2. Соответствие результатов освоения АОП, сформулированных в ней, указанному профессиональному стандарту и указанному уровню квалификации.
  3. Соответствие составляющих АОП запланированным в ней результатам её освоения.
  4. Соответствие условий реализации АОП содержанию профессиональной деятельности, обозначенной в указанном профессиональном стандарте для шестого уровня квалификации.
  5. Оценка квалификации выпускников, освоивших АОП, внешними (по отношению к Университету) экспертами.
  6. Наличие спроса на АОП, востребованность выпускников, освоивших ее, работодателями.

Для достижения обозначенной выше цели экспертизы АОП использовались оценки АОП по указанным критериям:

— разработчиками и исполнителями АОП;

— членами экспертной комиссии;

— внешними (по отношению к Университету) экспертами;

— выпускниками Университета, освоившими АОП и получившими опыт практической деятельности по обеспечению безопасности технологических процессов и производств за промежуток времени от одного года до трех лет.

 

Анкетирование выпускников- важнейший инструмент нашей ПОА

Программа проведения экспертизы определялась Стандартом организации
АНО «АОРПО» 6770429-001-2017 “АККРЕДИТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ: Методика проведения в автоматизированном режиме”.

Стандарт разработан АНО «АОРПО» согласно пункту 6 статьи 96 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»:

“Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, <…> устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию”.

Стандарт утвержден и введен в действие приказом директора АНО «АОРПО» от 30 января 2018 г. № 154-ст.

Стандарт устанавливает правила проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (ПОА) в автоматизированном режиме.

Положения стандарта предназначены для применения экспертами и членами Совета  АНО «АОРПО»  при проведении ПОА.

Программа проведения экспертизы состояла из следующих четырех  этапов:

— анализ оценок АОП по критериям ПОА разработчиками и исполнителями АОП;

— анализ оценок АОП по критериям ПОА членами экспертной комиссии и внешними (по отношению к Университету) экспертами;

— анализ оценок АОП выпускниками Университета- анкетирование;

— заключение экспертной комиссии о соответствии АОП критериям ПОА.

 

В процессе работы экспертной комиссии её членам была предоставлена возможность ознакомиться с документами, подтверждающими сведения, содержащиеся в отчете разработчиков и исполнителей АОП со своими оценками АОП по критериям ПОА.

Для оценки АОП и условий ее реализации членами экспертной комиссии проведены:

— камеральный анализ Отчета разработчиков и исполнителей АОП с их оценками АОП по критериям ПОА;

— визит в образовательное учреждение и общее знакомство с условиями реализации Университетом образовательных программ;

— знакомство с учебно-программной документацией по АОП и условиями ее реализации;

— дистанционное анкетирование выпускников по анкетам Агентства— важнейший инструмент нашей ПОА;

— собеседование с выпускниками Университета, освоившими АОП, представителями работодателей, профессорами и преподавателями, принимающими участие в реализации АОП.

 

Основные выводы:

В проектировании АОП (включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебный план, рабочие программы), разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения, разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для сферы администрирования процесса установки сетевых устройств инфокоммуникационных систем, активное участие принимают работодатели.

Соответствие учебно-методических материалов и процедур запланированным результатам освоения АОП достигнуто, за счёт взаимодействия с основными работодателями:  с предприятиями ОАО «РЖД»,  ГУП «Петербургский метрополитен» и др.

 

Профессиональные компетенции, указанные в АОП, корреспондируются с компетенциями, входящим  в профессиональный стандарт

Учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные материалы и процедуры соответствуют запланированным результатам освоения АОП.

Условия реализации АОП соответствуют содержанию профессиональной деятельности, обозначенной в профессиональном стандарте

Оценка квалификации выпускников, освоивших АОП, внешними (по отношению к Университету) экспертами, в частности экспертами Центров оценки квалификации, не проводилась.

На АОП имеется спрос, и имеется востребованность выпускников, освоивших АОП, на рынке труда.

Случаев  регистрации выпускников, освоивших АОП,  в Центрах занятости населения Санкт-Петербурга руководству Университета неизвестно.

Со стороны потребителей образовательных услуг (обучающихся, родителей и лиц, их заменяющих) в период 2018-2021 гг. нареканий на качество образовательной деятельности Университета не поступало.

По результатам экспертизы программ, встреч с выпускниками университета и работодателями, аккредитующие комиссии высказали ряд рекомендаций по совершенствованию указанных образовательных программ и образовательного процесса и ректору ФГБОУ ВО ПГУПС Панычеву Александру Юрьевичу вручены свидетельства.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *